ИСТРЕБОВАНИЕ ДОКУМЕНТОВ ПО СДЕЛКЕ ИЛИ ПРОВЕДЕНИЕ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ?

11 августа 2022 г.

Общество оспорило правомерность выставления требований о представлении документов на основании п. 2 ст.93.1 НК РФ вне рамок проведения налоговых проверок в отношении 28 контрагентов — как заказчиков (покупателей), так и подрядчиков (поставщиков).

Как установил суд первой инстанции, объем истребуемых документов (информации) в совокупности составляет 100% всего объема взаимоотношений Общества с заказчиками (покупателями) и 78% всего объема взаимоотношений Общества с подрядчиками (поставщиками).

Поэтому суд первой инстанции согласился с доводом Общества, что истребуемый объем документов и информации фактически следует расценивать как проведение комплексного мероприятия налогового контроля в отношении Общества.

Кассационная инстанция поддержала вывод суда апелляционной инстанции, что истребование документов (информации) по нескольким сделкам с контрагентами в целом не противоречит налоговому законодательству, поскольку положения ст. 93.1 НК РФ не исключают возможность одновременного истребования документов по нескольким сделкам. Однако, учитывая объем запрашиваемой информации по различным контрагентам, при отсутствии каких-либо пояснений налоговых органов на стадии рассмотрения дела в суде относительно обоснования необходимости получения документов и информации (исходя из принципов целесообразности, разумности, обоснованности), указанных в оспариваемых требованиях, при заявлении налогового органа о непроведении мероприятий налогового контроля Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в постановлении от 02.08.2022 по делу № А70-13651/2021 (ООО «МГС») не нашел оснований для отмены принятых по делу судебных актов.