ВЕРХОВНЫЙ СУД ОБЯЗАЛ ПРИМЕНИТЬ «НАЛОГОВУЮ РЕКОНСТСТРУКЦИЮ»

23 декабря 2021 г.

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда в Определении от 15.12.2021 по делу № 305-ЭС21-18005 (ООО «Спецхимпром»), отменив судебные решения трёх инстанций и вернув дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, указала, что налоговые органы не освобождаются от обязанности в рамках контрольных процедур принимать исчерпывающие меры, направленные на установление действительного размера налогового обязательства налогоплательщика, что исключало бы возможность вменения ему налога в размере большем, чем это установлено законом .

По итогам выездной налоговой проверки налогоплательщику в том числе доначислен НДС и уменьшен убыток по налогу на прибыль организаций. Основанием послужило приобретение налогоплательщиком по договору поставки товара (эмульгатора) по завышенным ценам у двух контрагентов, имеющих номинальных участников и руководителей и не ведущих реальной финансово-хозяйственной деятельности. Фактически указанный товар вывозился с территории изготовителя товара без участия контрагентов, у которых он приобретался. На этом основании налоговый орган сделал вывод о получении необоснованной налоговой выгоды за счет вычета расходов на приобретение товаров у данных контрагентов при исчислении налога на прибыль организаций, а также применения налоговых вычетов по НДС по операциям с ними.

Суды трех инстанций, соглашаясь с выводами налогового органа, исходили из того, что действия налогоплательщика носили противоправный характер, поскольку были направлены на получение налоговой выгоды за счет совершения хозяйственных операций с организациями, не ведущими реальной экономической деятельности, не исполняющими в полном объеме обязанность по уплате налогов. Суды отклонили доводы общества о необходимости проведения «налоговой реконструкции» хозяйственных операций при применении ст. 54.1 НК РФ.

Верховный Суд указал, что применительно к операциям налогоплательщика, совершенным с использованием «технических» компаний это означает, что возможность применения «налоговой реконструкции», в том числе в условиях действия ст. 54.1 Налогового кодекса, определяется не формальными, а материальными условиями - установлением по результатам налоговой проверки, в том числе при содействии самого налогоплательщика, лица, которое фактически производило исполнение по сделке, таким образом, чтобы вывести реально совершенные хозяйственные операции из «теневого» (необлагаемого налогами) оборота и осуществить их полное налогообложение (определение СКЭС Верховного Суда РФ от 19.05.2021 № 309-ЭС20-23981).

Если в цепочку поставки товаров включены «технические» компании, и в распоряжении налогового органа имеются сведения и доказательства, позволяющие установить лицо, которое действовало в рамках легального хозяйственного оборота (осуществило фактическое исполнение по сделке с товаром и уплатило причитавшиеся при ее исполнении суммы налогов), то необоснованной налоговой выгодой покупателя может быть признана та часть расходов, учтенных при исчислении налога на прибыль организаций, и примененных им налоговых вычетов по НДС, которая приходится на наценку, добавленную «техническими» компаниями (Определения СКЭС ВС РФ от 27.09.2018 № 305-КГ18-7133, от 04.03.2015 № 302-КГ14-3432).