КАК РОЯЛТИ ПЕРЕКВАЛИФИЦИРОВАЛИ В ДИВИДЕНДЫ

15 декабря 2021 г.

В постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 09.12.2021 № А33-5437/2020 суды признали правомерным исключение инспекцией роялти из состава расходов, отказали в применении ст. 12 Конвенции между Правительством РФ и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии от 15.02.1994 «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества» и применили ставку 15% по налогу на доходы иностранной организации у источника выплаты как к дивидендам.

Налогоплательщик уплачивал английской компании, являющейся взаимозависимой, платежи во исполнение обязательств по заключенному соглашению о предоставлении лицензии на технологию (ноу-хау) и роялти, учитывая их в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль. С указанных платежей обществом, как налоговым агентом, не удержан и не перечислен налог на доходы.

По результатам выездной налоговой проверки обществу в том числе доначислен налог на прибыль организаций за 2014 год в размере 17 609 900 руб. (в том числе в размере 10 784 700 руб. неудержанного налога на доходы иностранных организаций от источников в Российской Федерации).

Выплаченные иностранной компании денежные средства под видом роялти переквалифицированы налоговым органом в скрытые дивиденды, налоговые обязательства общества определены в соответствии с действительным экономическим смыслом совершенных операций. Принцип злоупотребления правом применен и к обязанностям общества в качестве налогового агента.

При этом инспекцией сделан вывод о том, что необоснованная налоговая экономия получена налогоплательщиком и взаимозависимым с ним иностранным лицом от использования преимуществ, предоставляемых как положениями главы 25 НК РФ, так и положением международного договора, содержащим иные правила налогообложения по сравнению с национальным налоговым законодательством. В связи с чем, налоговым органом доначислены суммы необоснованно полученной налоговой экономии, возникшей на территории Российской Федерации.

Конституционный принцип незлоупотребления правом закреплен в налоговом законодательстве путем введения ст. 54.1 НК РФ, устанавливающей пределы осуществления налогоплательщиками прав на уменьшение налоговой обязанности, - напомнили суды.

Судами установлено, что при производстве и реализации продукции была использована технологическая информация, имевшаяся у общества до заключения соглашения о роялти и использовавшаяся обществом на безвозмездной основе.

Поскольку взаимоотношения общества и иностранной компании были направлены на получение неправомерной налоговой выгоды, это влечет за собой отказ в применении п. 1 ст. 12 Конвенции.

Судами сделан обоснованный вывод о наличии оснований для налогообложения спорных выплат, произведенных в адрес иностранной компании, по налоговой ставке 15% как дивидендов в соответствии с российским налоговым законодательством ввиду наличия в действиях общества и его взаимозависимого контрагента по сделке признаков превышения пределов прав на уменьшение налоговой обязанности, установленных п. 1 и 4 ст. 54.1 НК РФ.