ВЫПЛАТЫ ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕКВАЛИФИЦИРОВАНЫ В ДИВИДЕНДЫ

23 декабря 2021 г.

По мнению налогоплательщика, налогообложение выплаты действительной стоимости доли участнику (иностранной организации), подавшему заявление о выходе из общества, не регулируется п. 1 ст. 309 НК РФ. Кроме того, действительная стоимость доли, выплачиваемая вышедшему из общества участнику, не подпадает под определение «дивиденд», данное в п. 3 ст. 10 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр от 05.12.1998 «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал». Решением налогового органа общество привлечено к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ, начислены пени, поскольку при выходе участника общество не удержало и не перечислило в бюджет налог на прибыль организаций с выплаченного дохода в виде действительной стоимости вклада в уставный капитал по ставке 10% в качестве налогового агента.

Руководствуясь положениями статей 43, 123, 251 НК РФ, Федеральным законом от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр от 05.12.1998 «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал», суды трех инстанций согласились с выводами налогового органа, признав, что разница между выплаченной иностранной компании стоимости доли в уставном капитале и первоначальным взносом этой компании в уставный капитал общества, квалифицируется как дивиденды и подлежит налогообложению у источника выплаты по ставке 10%. Судами учтено, что выплата стоимости доли иностранной компании выплачивается из чистой прибыли общества, и определяется на момент выхода участника из состава общества.

Квалифицируя названные выплаты в качестве дивидендов, суды учли п. 28 Комментариев к статье 10 «Дивиденды» Модельной конвенции Организации экономического сотрудничества и развития по налогам на доход и капитал, согласно которому выплаты, рассматриваемые в качестве дивидендов, могут включать не только распределение прибыли на основе решения, принимаемого на ежегодных собраниях акционеров компании, но также иные выплаты в денежной форме или имеющие денежный эквивалент, такие как премиальные акции, премии, ликвидационные выплаты и скрытое распределение прибыли.

Выводы судов поддержаны в Определении Верховного Суда РФ от 14.12.2021 № 306-ЭС21-23651 по делу № А65-27690/2020 (ООО «Фирма «Лариса-Сити»).