КОРРЕКТИРОВКА НДС В СВЯЗИ С УТОЧНЕНИЕМ СТОИМОСТИ ИМПОРТНЫХ ТОВАРОВ ЗАКОННА

13 мая 2022 г.

Обществу по результатам камеральной проверки уточненной налоговой декларации по косвенным налогам (НДС и акцизам) при импорте товаров с территории государств — членов Евразийского экономического союза за октябрь 2020 года доначислен НДС.

Основанием для принятия оспариваемого решения послужили выводы о неправомерном уменьшении обществом налоговой базы по НДС в связи с уменьшением стоимости ввезенных обществом на территорию РФ товаров (цинкового концентрата), поскольку, по мнению налогового органа, для целей уплаты НДС налоговая база определяется на дату принятия на учет у налогоплательщика импортированных товаров на основе их стоимости.

При рассмотрении спора, руководствуясь положениями Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, суд первой инстанции пришел к выводу, что действия общества по уменьшению суммы НДС не противоречат действующему законодательству. 

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.

Судами отмечено, что инспекцией не учтено то обстоятельство, что на момент принятия налогоплательщиком ввезенных товаров к учету их стоимость не была окончательно определена. В этой связи налог был вынужденно исчислен и уплачен обществом исходя из предварительной стоимости товаров. Поскольку указанная стоимость впоследствии была скорректирована сторонами, обществом в соответствии с п. 20 Протокола было подано уточненное заявление о ввозе товаров, в котором сумма налога исчислена исходя из окончательной стоимости товаров.

При этом судами принято во внимание, что обществом на основании полученных от налогового органа разъяснений на протяжении последних 5 лет осуществлялась корректировка суммы НДС в подобной ситуации, при этом каких-либо претензий со стороны налогового органа к нему не поступало.

Арбитражный суд Московского округа в постановлении от 25.04.2022 по делу № А40-192393/2021 (АО «Челябинский цинковый завод») отметил, что суды исходили из того, что отсутствие нормативного закрепления того или иного порядка в нормативных актах не может препятствовать реализации прав и обязанностей налогоплательщиков, если по смыслу законодательных норм они могут быть реализованы и однозначного запрета на это не установлено.