Суды признали правильным решение налогового органа о привлечении к ответственности по ст. 122 НК РФ и доначислении НДС физическому лицу, осуществлявшему сдачу в аренду нежилых помещений без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Налогоплательщик в период 2016 – 2018 гг. осуществлял сдачу нежилых помещений в аренду, зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя 25.12.2018. Ведение незаконной предпринимательской деятельности явилось основанием для доначисления НДС; за основу для исчисления НДС была принята сумма ежемесячной арендной платы (без НДС).
Суть спора сводилась к тому, что налоговый орган в оспариваемом решении для исчисления выручки налогоплательщика использовал метод начисления в целях применения права на освобождение от уплаты НДС (п. 1 ст. 145 НК РФ), а налогоплательщик считает правильным применение кассового метода.
Суд первой инстанции пришел к выводу об ошибочности произведенного расчета Инспекции размера выручки в целях применения положений ст. 145 НК РФ по методу начисления на основании договоров аренды за каждый месяц без учета данных о фактически полученных физическим лицом денежных средств от реализации услуг по сдаче имущества в аренду.
В процессе судебного разбирательства физическое лицо привело довод о незаконности начислений по НДС, штрафа и пени оспариваемым решением в связи с необходимостью предоставления ему права на применение в проверяемом периоде не общей системы налогообложения, а специального налогового режима - УСН. Это было подтверждено представлением налогоплательщиком в 2021 году налоговых деклараций по УСН за 2016, 2017 и 2018 годы и уплатой соответствующих сумм налога.
Однако суд первой инстанции признал позицию налогоплательщика необоснованной, указав, что в силу прямых норм главы 26.2 НК РФ налогоплательщик лишен права применять УСН относительно предыдущего периода, при регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в период с 1 по 31 декабря. Налогоплательщик зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 25.12.2018, из этого следует, что проверяемый период (01.01.2016 - 01.01.2018) подлежит налогообложению исходя из общей системы налогообложения. При этом НДС исчисляется с применением расчетной ставки исходя из договорной цены услуг аренды (с учетом НДФЛ, удержанного арендаторами-налоговыми агентами), в то время как противоположный подход приводит к исчислению налога с дохода, который хозяйствующим субъектом не получен.
Также суд согласился с доводами инспекции о том, что в случае, если предприниматель, являющийся плательщиком НДС, утрачивает право на освобождение от уплаты налога по ст. 145 НК РФ, то исчисление НДС (но не определение размера выручки в целях определения наличия или отсутствия права на освобождение от уплаты НДС) должно производиться путем определения налоговой базы в соответствии с положениями п. 2 ст. 153 НК РФ и п. 1 ст. 167 НК РФ.
Апелляционная и кассационная инстанции согласились с выводами суда первой инстанции (постановление Поволжского округа от 29.03.2022 № Ф06-16230/2022 по делу № А55-17304/2020).