НЕ ЯВЛЯЕТСЯ АУДИТОРСКОЙ ТАЙНОЙ

3 марта 2022 г.

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в постановлении от 24.02.2022 по делу № А67-1157/2021 (ООО «Аналитико-консультационная фирма «Контабил») поддержал выводы нижестоящих судов о правомерности привлечения аудиторской компании к налоговой ответственности по п. 1 ст. 129.1 НК РФ за непредоставление документов (сведений) о клиенте.

По мнению аудиторской компании, запрошенные инспекцией документы (информация) составляют аудиторскую тайну, а в силу п. 4 ст. 82 НК РФ при осуществлении налогового контроля не допускается сбор информации, составляющей профессиональную аудиторскую тайну.

Как установлено судами, в связи с необходимостью получения документов (информации) инспекция в порядке п. 2 ст. 93.1 НК РФ направила обществу требование о представлении документов, в том числе счетов, договоров на оказание услуг по информированию и консультированию контрагента. Общество направило в инспекцию отказ от представления документов (информации), ссылаясь то, что является аудиторской организацией, а истребуемые документы (информация) согласно части 1 ст. 9 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» составляют аудиторскую тайну. Это и послужило основанием привлечения общества к налоговой ответственности.

Суды указали, что истребованная инспекцией информация о заключении договоров аудиторских услуг с конкретным контрагентом с целью установления реальных хозяйственных отношений по их оказанию и подтверждения оснований для оприходования услуг в учете названного контрагента не относится к аудиторской тайне, не является предметом аудиторской проверки либо полученной обществом информацией в связи с исполнением своих профессиональных обязанностей.

Суды пришли к выводу о возникновении у общества обязанности по своевременному исполнению требования о представлении документов, поскольку истребование налоговым органом вне рамок налоговых проверок информации о конкретных сделках у участников этих сделок является самостоятельным мероприятием налогового контроля, инспекция действовала в пределах представленной ей нормами налогового законодательства компетенции.